Вязка арматуры для фундамента

Вязка арматуры для фундамента своими руками

Как все уже знают, да и я ни один раз говорил в своих предыдущих статьях, фундамент должен быть надежным, прочным и долговечным. Но без арматурного каркаса внутри фундамента, представить его таким будет очень сложно, потому что бетон имеет огромную прочность на сжатие, а вот на излом без арматуры он очень хрупок. Именно поэтому вязка арматуры для фундамента – очень важный и ответственный этап в заложении фундамента для будущего дома.

Перед тем, как вязать арматурный каркас, необходимо произвести расчет арматуры для фундамента, подобрать необходимый диаметр и подсчитать ее количество. На самом деле неважно из какого материала будут выложены стены, будь то кладка из керамзитобетонных блоков или газосиликатных, арматура рассчитывается и вяжется одинаково для всех типов стен.

Вязать арматуру или варить

На первый взгляд, сварной шов в арматурном каркасе выглядит гораздо эффективнее вязки вязальной проволокой и многие считают, что надежнее ничего быть не может, а при подготовке арматурного каркаса — ищут сварочный аппарат со сварщиком.

А так ли это на самом деле?

Не уж то на этапе заложения фундамента сварочный аппарат так незаменим?

Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.

Сварной шов значительно ухудшает свойства металла в месте нагрева, а это значит, что в местах сварки арматура в процессе эксплуатации может лопнуть (или лопнет сам шов), а это уже чревато последствиями.

Вдобавок к этому, при заливке бетона и вибрации (а мы знаем, что сварные швы не любят вибрации), можно сварной шов можно повредить.

Естественно, существует и такая арматура, которую можно варить, но она и стоит дороже, а зачем вам лишние затраты на металл, сварочный аппарат, сварщика (если сами не умеете), да еще и надежность таких соединений будет сомнительна, если можно все сделать обычной вязальной проволокой, которая стоит очень не дорого и все это можно будет связать своими руками.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что варить арматуру для фундамента не желательно, так как это дороже, да и надежность такого каркаса будет весьма сомнительна. А лучшего результата можно добиться с помощью обычной вязальной проволоки, придерживаясь технологии, о которой мы поговорим далее.

Схемы вязки арматуры для фундамента

Схему расположения арматуры в фундаменте Вы должны выбирать тогда, когда проводим расчет арматуры, так как от схемы расположения во многом зависит как количество, так и ее диаметр.

В предыдущей статье я рассказывал, от чего зависит выбор количества прутьев арматуры, какой диаметр применять при сооружении каркаса, поэтому останавливаться не этом не буду.

Как вязать арматуру на фундамент

Вязка арматуры для фундамента, как правило, производится специальным крючком для вязки арматуры, который можно либо купить в магазине, либо соорудить самому. Регулируя изгибы крючка, можно добиться оптимального для себя решения и вязка арматуры для фундамента никогда не будет для Вас сложным и непреодолимым препятствием.

Сама по себе технология вязки крючком не сложна, ниже на фото показано, как это делается, самое главное – не переусердствовать с затяжкой, для того что бы вязальная проволока осталась цела.

На фото показано применение стеклопластиковой арматуры, металлическая вяжется аналогично.

  1. Накидываем сложенный вдвое кусочек вязальной проволоки на связываемый узел так, чтобы петля пересеклась с хвостом (длина такого кусочка проволоки в среднем составляет 30см, но желательно предварительно подобрать подходящую длину).
  2. Вставляем загнутый конец крючка в петлю, как показано на изображении №2.
  3. Вращательными движениями, захватывая кончиком крючка хвостик вязальной проволоки и обворачивая его вокруг петли, начинаем процесс затяжки проволоки (в какую сторону вращать, зависит от того с какой стороны будет хвостик относительно петли, в данном случае против часовой стрелки).
  4. Затягиваем проволоку до тех пор, пока узел не станет прочным и устойчивым (в первые пару раз возможно проволока у Вас лопнет, но не волнуйтесь, очень скоро рука привыкнет и вы будете без труда затягивать узел без повреждений).
  5. Примерно вот так должен выглядеть узел вязки арматуры крючком.

Если приспособиться, то крючком вязать арматуру для фундамента с помощью вязальной проволоки гораздо легче и быстрее чем скручивать ее обычными пассатижами. Хотя многие, не привыкнув к крючку, думают иначе и пользуются другими приспособлениями.

Попробовав пару раз связать вязальную проволоку крючком, вы никогда для этих целей не возьмете в руки пассатижи или что-либо другое.

Армирование ленточного фундамента

Основная масса ленточного фундамента состоит из бетона – факт, который известен всем, даже людям далеким от строительства. Но для того, чтобы основа здания была надежной и долговечной, более полутора веков назад его стали армировать – делать каркас из стальных прутьев, которые повышают прочность и другие эксплуатационные характеристики фундамента. Железобетонные конструкции представляют собой композитное изделие, способное выдерживать различные нагрузки, которые имеют место даже для построенных объектов.

Для чего необходимо армирование

Фундамент очень часто испытывает неравномерную нагрузку, вызванную либо неоднородностью грунта, на котором он возведен, либо существенным различием по массе отдельных частей возведенного на нем сооружения. В этом случае бетон противостоит сжатию конструкции, а металл – ее растяжению. Кстати, именно в зоне растяжения чаще всего наблюдаются трещины, вот почему так важно проводить армирование ленточного фундамента.

Используемые материалы

Все, что необходимо для полноценного армирования– арматура, представляющая собой стальные пруты различного диаметра. При возведении частных объектов загородной недвижимости обычно используют арматуру диаметром от 6-8 мм до 10-14 мм. Для возведения арматурного каркаса (соединения всех прутьев в единую конструкцию) используют проволоку для вязки арматуры, которую лучше всего осуществлять при помощи специального крючка.

Расчет арматуры

При расчете арматуры нужно учитывать следующее:

  • продольные элементы каркаса воспринимают наибольшие нагрузки, поэтому для них нужно использовать ребристую арматуру 10-14 мм, в зависимости от качественных показателей грунта (чем больше различаются его характеристика по периметру возводимого фундамента, тем больший диаметр арматуры). Ребристые пруты позволяют достичь максимального сцепления с бетоном;
  • арматура, укладываемая вдоль периметра, должна отступать от дна траншеи, стенок опалубки и верхней части будущего основания не менее чем на 50 мм. Это позволит скрыть стальные прутья в массе бетона, обезопасив их от коррозии. В то же время нужно учитывать, что максимальная зона растяжения фундамента находится на его поверхности, поэтому не стоит слишком сильно углублять арматуру в бетонный массив;
  • исходя из предыдущей рекомендации, для фундамента с шириной ленты в 400 мм расстояние между продольными прутками в одной горизонтальной плоскости составит 300 мм, в вертикальной – от 100 до 300 мм в зависимости от глубины фундамента, величины будущей нагрузки на основание, а также состава грунта, на котором он возводится;
  • в качестве поперечных и вертикальных элементов каркаса можно использовать гладкие прутки диаметром 6-8 мм, т.к. они воспринимают значительно меньшую нагрузку, чем продольные, и при этом дешевле;
  • расстояние, как между поперечными, так и между вертикальными элементами арматуры выдерживается в районе 100-300 мм. Иногда допускается увеличить их до 500 мм.

Подсчитав количество прутков одной длины, и умножив его на величину длины несложно провести достаточно точный расчет арматуры для ленточного фундамента.

Технология армирования

Учитывая то, что в большинстве случаев ширина полосы ленточного фундамента не превышает 400 мм, а глубина – 1200 мм, рекомендуется использовать три пары продольно ориентированных прутьев арматуры диаметром 10-14 мм, которые, в свою очередь соединяются между собой 8 мм арматурой. Правильная технология армирования подразумевает создание стального каркаса, ширина которого как минимум вдвое меньше высоты. Учитывая большую длину и сопоставимо малую ширину полосы фундамента, она подвержена продольным растяжениям в большей степени, нежели поперечным. Поэтому можно вполне обоснованно сделать вывод: в 90% случаев вертикальные и поперечные элементы каркаса – всего лишь конструктивные элементы, основное назначение которых состоит в создании его формы. Именно по этой причине на них можно неплохо сэкономить.

Один из самых проблематичных участков каркаса фундамента – его углы. Дело в том, что оптимальный вариант подразумевает армирование углов гнутыми прутьями арматуры, соединяющие две соседних части каркаса. Впрочем, многие строители предпочитают не усложнять себе жизнь и укладывают арматуру под прямым углом друг к другу – плохих отзывов о работе возведенных таким образом фундаментов пока не наблюдается.

Вязка арматуры

Если площадь будущего фундамента велика, вам придется немало потрудиться над созданием каркаса. Оптимальный вариант связи всех элементов – использование проволоки для вязки арматуры и специального крючка. Последний представляет собой незамысловатый инструмент, который можно приобрести за 100-200 рублей в любом строительном магазине.

Обычно при вязке арматуры используют кусок проволоки длиной 30 см. Перед скручиванием ее складывают вдвое и, вдев петлю в крюк, оборачивают свободные два конца проволоки по диагонали крестовины. После этого концы проволоки заводят в крюк для вязки арматуры, который впоследствии проворачивают до создания полноценного соединения.

Впрочем, можно найти и более удобный вариант вязки, например, воспользовавшись специальными насадками на шуруповерт или электрическими крючками – процесс пойдет гораздо быстрее. Соединять прутья сваркой не рекомендуется, но многие строительные компании пренебрегают этим советом в силу простоты технологии изготовления каркаса для фундамента. Если хотите варить арматуру перед покупкой стальных прутков, обязательно проконсультируйтесь с продавцом – выдерживает ли данная продукция сварку и не теряет ли свои свойства?

Когда каркас готов, можно приступать к следующему этапу!

Вязка арматуры для фундамента – укрепляем основание

Чтобы создать монолитное основание для дома, достаточно просто сделать заливку бетоном, линейную, столбчатую или в виде плиты, но чтобы добиться максимальной надежности, понадобится вязка арматуры для фундамента

1 Зачем нужна связка арматуры для фундамента?

Соорудить основание для дома несложно, достаточно вырыть котлован, канаву (под ленточный тип заливки), а то и просто несколько десятков ям (под столбчатый вариант), а также заготовить побольше жидкого бетона. Однако даже малейшее проседание почвы под фундаментом или размытие грунта подземными водами обязательно приведет к возникновению неравномерных нагрузок. Соответственно, бетон будет испытывать на себе силы сжатия и растягивания, с последующим возникновением трещин. Армирование препятствует распространению трещин, а зачастую и их возникновению.

Кроме того, очень часто сама постройка может оказывать различное давление на те или иные участки основания, что также может привести к возникновению перенапряжений в бетоне. Правильная вязка арматуры для фундамента, схема которой может иметь несколько видов, обеспечит высокую надежность. Особенно это касается ленточного или столбчатого основания, которое значительно меньше общей площади дома. Исключение составляют лишь легкие постройки (например, беседки), оказывающие незначительную нагрузку на фундамент, который при этом может быть достаточно тонким.

2 Что нужно, чтобы выполнить вязание арматуры для фундамента

Название интересующего нас процесса не имеет ничего общего с изготовлением свитера, рыболовной сети или кольчуги, несмотря на то, что для получения любого из этих изделий применяется вязание. К слову, для соединения прутков часто используется крючок, который, впрочем, также не схож с инструментом рукодельниц. Что же собой представляет вязание арматуры для фундамента? В первую очередь техника основана на сооружении каркаса из арматуры и прутка, для дальнейшей заливки конструкции бетоном. И название отражает способ соединения обрезков арматуры с помощью специальной проволоки, то есть, связывания их между собой.

В виду того, что в ленточном фундаменте основная нагрузка ложится на горизонтальные элементы, для них нужно использовать ребристый пруток, толщина которого может быть от 10 до 16 миллиметров. На толщину арматуры влияют такие свойства грунта, как плотность, вязкость, насыщенность глиной (чем выше показатели, тем больше должен быть диаметр прутка). Толщина бетона над заглубленным в него каркасом должна быть не менее 5 сантиметров, как на дне, так и в торцах фундамента. То же самое касается и верхней части основания под постройку, однако здесь допускается выход на поверхность бетона отдельных элементов для присоединения к ним армирования стен.

Что касается поперечин, с помощью которых каркас принимает объемный вид, они также бывают горизонтальными и вертикальными, то есть, образуют верхнюю, нижнюю и боковые плоскости. Для этих целей используется гладкий пруток, толщина которого может варьироваться в пределах 6–8 миллиметров. Стоимость таких стержней несколько ниже, чем ребристых, что и обусловливает их использование, тем более что нагрузка на них ложится сравнительно небольшая, поскольку часть ее снимается толщей бетона. Расстояние между поперечинами выдерживается в пределах 10–50 сантиметров, реже может быть увеличено до метра. Подсчитав длину отрезков и шаг между ними, легко узнать количество необходимых для армирования погонных метров прутка.

3 Чем и как вязать арматуру на фундамент

Для возведения высотных зданий армирование стен, перекрытий, и, конечно же, основания, осуществляется путем сварки. В малоэтажном строительстве также нередко используется этот способ сооружения каркаса под заливку, что далеко не всегда дает надежный результат. Специалисты в один голос утверждают, что при сварке несколько нарушается закалка арматуры, а при уплотнении бетона путем вибрации соединения могут просто лопнуть и разойтись. Ну, и стоимость работы сварщика-профессионала оценивается весьма высоко, а при большом объеме работы таких специалистов понадобится несколько.

Исходя из вышесказанного, сложно найти лучший вариант, кроме как вязать арматуру для фундамента с помощью проволоки толщиной 1,2–1,4 миллиметра. Она должна быть гибкой, чаще всего этот материал изготавливается из стали с низким содержанием углерода. Для защиты от коррозии часто применяется покрытие из цинка, такая проволока приобретает белый цвет, также допускается использование обычного черного связующего элемента, без защитного покрытия. Тем более что основная причина коррозии – окисление металла, а в толще бетона доступа кислорода к проволоке не будет. Как альтернативный вариант, для связывания арматуры можно задействовать пластиковые хомуты, в том числе и такие, в сердцевине которых заключена стальная нить.

Следует помнить, что на морозе пластик становится хрупким, из-за чего крайне не рекомендуется начинать заливку фундамента по каркасу, соединенному пластиковыми хомутами, в преддверии зимы.

Арматура всегда соединяется накрест, то есть, перехлестом. При этом следует заранее позаботиться о том, чтобы бетон хорошо сцеплялся с металлом, а значит, на прутках не должно быть ни ржавчины, ни загрязнений. Очистка осуществляется металлической щеткой или специальной насадкой на дрель в виде ершика из жесткой проволоки. Когда все готово, начинается составление нижнего яруса каркаса, который укладывается в траншее или котловане на специальные пластиковые компенсаторы. Для ленточного фундамента достаточно двух продольных ребристых прутков, на которые устанавливаются короткие поперечины меньшего диаметра. Для монолитной плиты выкладываются два ряда перпендикулярно, друг на другу, чтобы получилась решетка.

4 Способы, как связать арматуру для фундамента

Если вам недоступен специальный пистолет для соединения проволокой арматуры, а также нет под рукой насадки-крючка на электрическую дрель, остается работать вручную, для чего вполне можно использовать обычные плоскогубцы. Однако намного быстрее дело пойдет, если вы освоите, как связать арматуру для фундамента специальным крючком. Существует три распространенных среди мастеров способа, каждый из которых значительно облегчит вам задачу.

>Первый вариант довольно прост. Складываем проволоку пополам, продергиваем получившуюся петлю под скрещенными прутками, продеваем в петлю крючок, натягиваем второй конец и, вращая инструмент, цепляем его концом натянутую стальную нить. Продолжая закручивать, получаем нужное количество витков, которые зафиксируют попавшие в захват прутки. Второй способ подразумевает пропускание сложенной пополам проволоки, соединение ее над арматурной крестовиной и сгибание на расстоянии нескольких сантиметров. В изгиб вставляется крючок и вращается, после чего лишние концы обрезаются.

Третий вариант – самый простой. Начало работы такое же, как и в приведенных выше двух методах, то есть, складываем проволоку пополам, и пропускаем под крестовиной из прутков. Затем вставляем в петлю крючок, а дальше перегибаем через рабочую часть инструмента второй, натянутый рукой конец из двух нитей. Начинаем вращать, в результате чего получаем быструю и качественную фиксацию арматуры. Длинные концы проволоки обрезаем, скрутку прижимаем к каркасу.

Способы вязки арматуры для фундамента

Причиной армирования фундамента является отсутствие пластичности у бетона, и оно необходимо для того, чтобы в зоне растяжения не возникли трещины. Для этих целей используется стальная строительная арматура, которая является элементом бетонной конструкции, необходимым для компенсации растягивающего, изгибающего и сдвигающего усилия.

Арматура в фундаменте

В отличие от бетона, сталь является более устойчивой к растяжениям и может принимать на себя значительные нагрузки. В последнее время на рынке начали активнее использовать стеклопластиковую арматуру. Однако пока область ее применения не так широка, поэтому при выборе того, что использовать стеклопластиковую или стальную арматуру — предпочтение пока что отдается более привычному, второму варианту.

1 Требования к арматуре

При строительстве монолитного железобетонного, или ленточного фундамента необходимо, чтобы в процессе заливки не было смещения прутьев, которые используются для армирования, при этом должны соблюдаться проектные расстояния и, следовательно, шаг между прутьями должен оставаться постоянным.

В связи с тем, что наибольшая вероятность появления зон растяжения возникает на поверхности фундамента, в таких местах и следует выполнять армирование.

Но так как арматурный каркас подвержен коррозии, его необходимо защитить от внешних воздействий и это делается с помощью слоя бетона, так что глубина размещения каркаса должна составлять от 3 до 5 сантиметров.

Но это не значит, что армировать нужно только верхнюю часть монолитной конструкции, ведь направления возможной деформации заранее предсказать сложно. Другое дело, что в верхней и нижней части используется арматура диаметром 10-12 миллиметров, и поверхность ее должна быть ребристой, с тем, чтобы обеспечить более надежное соединение с бетоном.

Читайте также: как выполняется муфтовое соединение арматуры, и в чем его преимущества?

Что касается остальной части каркаса, то в соответствии со СНиП, для ее изготовления может использоваться менее толстая проволока с гладкой поверхностью. Если говорить об армировании ленточного фундамента, то в данном случае для внешней части каркаса используется арматура диаметром 10-16 миллиметров, а для внутренней 6-8 миллиметров.

Для ленточного фундамента больше характерно наличие продольных растяжений, поэтому основная нагрузка выпадает на горизонтальные продольные прутья.

2 Способы вязки арматуры

Существует несколько способов крепления арматуры. Для этого используется:

При ведении строительства частных домов крепление арматуры с помощью сварки используется достаточно редко, так как для этого необходимо привлекать сварщиков.

Вязка арматуры для фундамента

В процессе уплотнения бетонной смеси, возможно нарушение соединений, да и процесс сварки приводит к тому, что структура материала арматуры существенно меняется, поэтому в таком случае можно использовать только арматуру с маркировкой имеющей букву «С».

2.1 Вязка при помощи проволоки и хомутов

В частном и малоэтажном строительстве, в основном используется арматура А240, А400 и А500С единственная, которую можно варить. Для того, чтобы армировать такие конструкции как фундаменты, перекрытия, перемычки и балки применяется стальная горячекатаная стержневая арматура, диаметр которой варьируется от 6 до 20 миллиметров.

Обвязка арматуры с помощью металлических скрепок и пластиковых хомутов не представляет большой сложности и особых навыков в этом случае не требуется, но такие способы являются более дорогостоящими.

А если площадь армирования достаточно велика, то вязка проволокой оказывается значительно более выгодной. Для изготовления скрепок используется стальная проволока диаметром от 2 до 4 миллиметров, и сама скрепка с одного конца имеет крюк, а с другого петлю.

В процессе вязки петля надевается на нижний прут ниже места скрещивания арматуры, а крючок цепляется за этот же пруток только выше места скрещивания. Надежность соединения обеспечивается за счет упругости скрепки и в процессе обвязки не нужно применять дополнительный инструмент, все делается вручную.

Вязка арматуры проволокой

Аналогичная ситуация наблюдается и в том случае, если обвязка выполняется с помощью пластиковых хомутов, при этом производительность работы оказывается значительно более высокой, чем при использовании других способов. Правда при этом нужно учитывать, что выполнять обвязку с помощью пластиковых хомутов при низкой температуре не рекомендуется, ведь пластик на холоде становится хрупким и лопается.

Сейчас на рынке предлагаются пластиковые хомуты со стальным сердечником, которые предназначаются для закрепления различных кабелей и труб на заборах, но и при обвязке арматуры они также очень удобны и функциональны.

Хотя нужно признать, что и стоимость таких хомутов существенно выше и их использование повлечет за собой дополнительные расходы. Наиболее распространенным способом изготовления каркаса для обеспечения прочности ленточного фундамента является ручная вязка с помощью проволоки.

Особое внимание в данном случае необходимо обратить на качество используемой проволоки, диаметр которой обычно один миллиметр, сечение круглое, а размер зависит от каждой конкретной ситуации.

Желательно чтобы проволока была обожженной, ведь в этом случае она обладает необходимой тягучестью, мягкостью, и при этом сохраняет свою прочность. Необожженная проволока будет ломаться при сильном затягивании узлов, да и работа с ней доставит немало неприятных минут. Кроме этого, термически обработанная проволока плотно прилегает к прутьям арматуры, и соединение получается надежным и прочным.

2.2 Способы вязки арматуры, их преимущества и недостатки (видео)

к меню ↑

2.3 Ручная вязка

Для ручной обвязки необходимо соответствующее приспособление и желательны также пластиковые фиксаторы, или бобышки. С помощью фиксаторов, кроме всего прочего создается своеобразный защитный слой, которые предотвращает контакт опалубки и арматуры, что является нежелательным.

Что касается приспособления для обвязки, то это может быть:

Использовать пистолет удобнее всего, но серьезным его недостатком является неудобство при работе в труднодоступных местах, которые встречаются практически везде.

С другой стороны, производительность работ при использовании пистолета гораздо выше, поэтому иногда используется комбинированный вариант, когда на горизонтальной поверхности используется пистолет, а в труднодоступных местах обвязка производится с помощью крючка.

Схема вязки арматуры определяется заранее и соответствии со СНиП расстояние между двумя рядом стоящими в вертикальном положении стержнями должно быть как минимум в два раза больше, чем сечение усиления.

Расчет арматуры для фундамента

Максимального ограничения в данном случае нет, ведь каждый проект имеет свои особенности, зависящие от типа используемых материалов, а также от способов кладки. Кроме того, в СНиП указывается, что расстояние между соседними продольными стержнями варьируется от 10 сантиметров до 40. Что касается поперечных стержней, то по СНиП расстояние между соседними стержнями не должно быть больше тридцати сантиметров.

2.4 Правила ручной вязки

Опытным специалистам хорошо известно как правильно вязать арматуру, однако с этим процессом может справиться и начинающий строитель, если будет четко следовать рекомендациям.

В данном случае вязка арматуры клещами гораздо неудобнее, чем крючком, главное приобрести определенную сноровку.

Сам процесс вязки состоит из нескольких этапов:

  1. Следует отрезать кусок проволоки, размер которой составляет порядка тридцати сантиметров и сложить его вдвое.
  2. Место соединения прутков оборачивается по диагонали, а крючком цепляется петля.
  3. Свободные концы заводятся в крючок.
  4. Крючок поворачивается по часовой стрелке до тех пор, пока позволяет упругость проволоки.

Не следует закручивать соединение слишком сильно, с тем, чтобы не порвать проволоку, хотя даже если одно из соединений лопнет это не критично, главное чтобы конструкция сохраняла свою форму.

Как таковой, нормы расхода проволоки на одно соединение по СНиП не предусматривается, но есть определенные нормы на весь объект, которые производятся из расчета 200 миллиметров проволоки на узел при работе пистолетом. При ручной вязке расход материала будет больше на 20-30%.

Вязка арматуры: инструмент, материалы, способы и схемы вязки

Залог надежности и долговечности любого строения – фундамент. Даже самые крепкие стены без нормального фундамента постепенно будут разрушаться, а чтобы он был прочным, обычно используют арматуру. Но ее нужно еще и правильно соединить, чтобы в итоге получилась крепкая конструкция, выдерживающая вес всей постройки. Именно поэтому особого внимания и тщательного подхода требует процесс вязки арматуры.

Для того чтобы создать прочное основание для фундамента, отдельные металлические стержни можно сварить. Но к этому способу сейчас прибегают гораздо реже, чем к вязке по ряду причин.
Во-первых, при самостоятельном строительстве процесс сварки, как правило, невозможен, ведь мало кто в совершенстве знает все тонкости и нюансы этого дела, поэтому гораздо проще обратиться именно к вязке. К тому же, так получается еще и намного быстрее.
Во-вторых, в местах сварки постепенно могут начать развиваться окислительные процессы, а это значит, что сварной шов станет не таким крепким, а фундамент потеряет часть своей надежности. При вязке арматуры риск возникновения коррозии значительно падает, что становится еще одним преимуществом данного способа.
В-третьих, при сварке, особенно неправильной, нарушается структура металла, что не очень хорошо сказывается на итоговом качестве работ. Если вязка арматуры выполнена правильно, то фундамент, перемычки и другие железобетонные конструкции будут надежными и долговечными. Но акцент тут необходимо сделать именно на правильности выполнения работ.

Материалы для вязки арматуры

Чтобы провести вязку арматуры, нужно сначала купить все необходимое. Прежде всего, это сама арматура: используются стальные пруты определенного диаметра и длины. От толщины арматуры напрямую зависит надежность и прочность готового фундамента, и менее 6 мм в диаметре прутья быть не должны. По длине, в основном, все стержни стандартные – от 6 метров. Лучше приобрести арматуру с доставкой: это удобно и сэкономит силы и время, затраченные на возведение фундамента. Также обратить внимание стоит на поверхность арматуры, ведь есть гладкие изделия, а есть прутья с насечками, гребнями, рифлением. Последние отличаются лучшей адгезией с бетоном, поэтому в итоге получается болле прочная конструкция.

Металлические стержни соединяют либо с помощью проволоки, либо с помощью пластиковых хомутов. И именно качество этих соединительных элементов напрямую влияет на целостность и прочность.

Проволока для вязки арматуры выбирается с круглым сечением и диаметром 1,2-1,4 мм: если взять более тонкую, то она не справится с нагрузкой, а если более толстую – то ее тяжело будет сгибать. Отлично подходит для данных целей обожженная стальная проволока, которая продается, как правило, в бухтах. Она легко гнется, быстро принимает нужную форму, но при этом отличается высокой прочностью и долговечность. Необожженную проволоку лучше для данных целей не использовать, с ней работать намного труднее: согнуть ее сложно, она часто ломается, но при необходимости ее можно превратить в обожженную. Так, достаточно подержать ее над открытым огнем, а потом оставить охлаждаться на воздухе в течение получаса.

Для вязки понадобятся отрезки проволоки длиной 25-30 см: отрезать или откусывать каждый раз необходимый кусок не очень удобно, поэтому опытные специалисты рекомендует сложить проволоку в несколько раз, соблюдая нужную для работы длину, а потом просто болгаркой перерезать места сгиба. Таким образом, уже через несколько минут все элементы будут готовы, и на постоянное отрезание не придется отвлекаться.

Сейчас все больше популярностью начинают пользоваться пластиковые хомуты, однако многие строители остаются настроенными консервативно и не доверяют этому способу крепления. Тем не менее, использование хомутов обеспечивает надежную фиксацию арматуры, но связано и с множеством тонкостей. Так, «голый» каркас плохо выдерживает динамические нагрузки, и если неправильно наступить на верхние элементы всей конструкции во время сборки или неправильно залить ее бетоном, то некоторые крепления могут не выдержать и треснуть. С особой осторожностью нужно будет использовать и вибрационное оборудование при уплотнении бетона. Очевидным преимуществом пластиковых хомутов является максимально простой процесс их использования, ведь достаточно просто хорошенько затянуть хомут на месте соединения двух прутьев, а это можно сделать быстро и легко.

Инструменты для вязки арматуры

Конечно, вязать проволоку можно и руками, но процесс будет более простым, быстрым и эффективным, если использовать для этого специальные инструменты. Так, можно использовать крючок для вязки арматуры: таких полно в строительных магазинах, и приобрести их не проблема. Найти можно как самые обычные модели, так и винтовые и полуавтоматические крючки: они хоть и облегчают работу, но все же требуют приложения физической силы, пусть не на вращение крючка, а на дергание инструмента. Многие профессионалы говорят, что магазинные крючки не всегда удобны, они короткие, да и быстро ржавеют, поэтому советуют изготовить подобный инструмент для себя самостоятельно: в итоге можно и сэкономить, и сделать будущий процесс вязки более удобным. Для этого может понадобиться отрезок рифленой арматуры, а в ручку можно вмонтировать подшипник, чтобы работать было проще. Для этих целей подойдет и гвоздь, который можно использовать в качестве насадки для шуруповерта.

Альтернатива крючкам и всем самодельным изделиям – пистолет для вязки арматуры. Это устройство, которое значительно упрощает и автоматизирует весь процесс и станет просто незаменимым, когда речь идет о масштабном строительстве. Прибор сам закручивает проволоку с необходимой силой и до определенной степени за рекордное время – 0,8 с. К тому же, такие устройства немного весят, поэтому вторая рука может быть свободна, ею можно придерживать крепление. В зависимости от диаметра арматуры выбирается определенная модель пистолета, а современный ассортимент позволяет подобрать технику под любой диаметр стальных стержней. Ввиду дороговизны данного аппарата покупать его есть смысл только крупным строительным компаниям.

В домашних условиях можно создать альтернативу пистолету для вязки арматуры и переоборудовать для этого обычный шуруповерт: дрель не подойдет из-за более высокой скорости вращения. В патрон инструмента вставляют некое подобие вязального крючка, который можно сделать самостоятельно из проволоки с сечением 4 мм, толстого обрубаного гвоздя, куска электрода и т.д. Вращать своими руками уже ничего не придется – нужно просто нажимать на кнопку и крепко держать инструмент.

С пистолетом вязка арматуры проходит в 5-7 раз быстрее, нежели с использованием крючка, но и этот способ имеет свои минусы. Он очень плохо подходит для труднодоступных мест, расходует больше проволоки и нуждается в регулярном перезаряде аккумулятора или присоединению к электрической сети.

Способы и схемы вязки арматуры

Прежде всего, необходимо подготовить к монтажу все материалы, перенести их на место установки, при необходимости выровнять арматуру и подложить под нее пластиковые фиксаторы, которые укладываются между арматурой и опалубкой и необходимы для того, чтобы отдельные части арматуры не торчали из-под бетона. Теперь можно производить связку. Вязка арматуры может происходить несколькими способами в зависимости от используемых инструментов и материалов.

Так, если для вязки используются самозатягивающиеся пластиковые хомутки, то никаких вопросов тут возникать не может в принципе, а главное, хорошо затянуть их. Еще проще дело обстоит с пистолетом, который все делает сам буквально за мгновение. Наиболее сложным и трудоемким является процесс вязки арматуры с помощью проволоки и крючка: используется несколько основных способов и приемов.

На сегодняшний день существует масса вариантов связать арматуру, которые отличаются тем, куда загибают проволоку. В принципе, по надежности и крепости все варианты почти одинаковы, а каждый может выбрать ту технику, которая ему максимально удобна.

Способ №1

Самый простой и самый распространенный вариант, который включает вот такую последовательность действий:

  • складываем отрезок проволоки вдвое;
  • проводим проволоку под арматуру, в место соединение двух стержней;
  • продеваем крючок в петлю проволоки;
  • свободный конец проволоки пальцами подтягиваем к крючку и накладываем на него, немного сгибая;
  • начинаем вращательные движения крючка, скручивая оба конца проволоки;
  • после 3-5 оборотов, когда соединение надежно скреплено, можно доставать крючок из петли.

Способ №2

Процесс имеет много общего с предыдущим, но все же немного отличается:

  • проволоку складываем вдвое и заводим под арматуру, в необходимое место соединения;
  • крючком поддеваем петлю;
  • второй конец перегибаем через крючок, чтобы в итоге образовалась О-образная петля;
  • полученную петлю крутим до достижения надежной скрутки, а после – вытаскиваем крючок.

Способ №3

По отзывам многих специалистов именно этот способ является самым удобным, так как освобождает одну руку:

  • проволоку заводим под арматуру;
  • вставляем в петлю крючок и им же поддеваем второй конец проволоки;
  • загибаем проволоку вниз;
  • тянем крючок на себя, несколько раз крутим, и все готово.

Способ №4

  • снова складываем проволоку пополам и заводим под арматуру;
  • хорошенько прижимаем ее к стержню, а концы сгибаем на себя;
  • вставляем крючок, делаем несколько оборотов и достаем крючок.

Данный способ позволяет получить более надежную скрутку. Самые опытные мастера советуют подгибать проволоку перед скруткой, чтобы не делать много оборотов, ведь надежности не прибавится, зато появляется вероятность того, что проволока просто сломается. Оптимальное количество оборотов – 3-5.

Как видим, все способы очень похожи, и отличаются лишь нюансами. Если нужно вязать арматуру своими руками, то после нескольких попыток можно приловчиться и выбрать для себя наилучший вариант. Некоторые мастера заявляют, что процесс ручной вязки упрощается, если пользоваться винтовыми крючками, но это дело техники и привычек.

В завершение

Вязка арматуры – хоть и не самое простое занятие, но, в принципе, вполне выполнимое даже самым неопытным мастером. Нужно только запастись необходимыми инструментами, выбрать подходящий способ вязки и приступить к действиям. Конечно, использовать пластиковые хомутки – проще и дешевле всего, а специальный пистолет для вязки – еще быстрее, но обойдется это очень дорого, поэтому многие до сих пор используют специальный крючок: работать им хоть и дольше, но при определенной сноровке несложно, а в итоге получаются крепкие соединения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *