Ствол дерева рисунок

Как рисовать дерево?

Чтобы научиться рисовать деревья нужно понять несколько принципов, которые помогут увидеть закономерности в строении деревьев. Приведённые ниже схемы и рисунки позволяют увидеть всё это наглядно. А дальше нужно наблюдать за природой и регулярно делать зарисовки. Только постоянно практикуясь в рисовании можно овладеть необходимыми навыками. Итак, какие принципы нужно понять, чтобы научиться рисовать деревья?

1. Цилиндрическая форма ствола и веток дерева.

В основе ствола дерева лежит цилиндрическая форма. Поэтому когда художник рисует кору, за фактурой коры, нужно видеть объём ствола. Это значит, что он будет освещен неравномерно. Т. е. с одной стороны — свет, а с другой — тень. Свет может находиться и посередине «цилиндра», а по его бокам, соответственно — тень. Тоже самое применимо и к веткам. Но из-за их маленькой толщины светотень будет мало заметна. Поэтому художники применяют такой приём: ветку пишут одним цветом, а ее край подчеркивают темной краской. Подчеркивание создаёт впечатление тени и ветки кажутся объёмными.

2. Структура коры дерева чаще всего представляет собой трещины.

Структура коры у большинства деревьев представляет собой трещины поверхностного слоя ствола. Растрескиваясь и огрубевая, этот слой с годами становится толще и грубее. Каждый отдельный «бугорок» коры имеет освещённую и теневую стороны. Но глядя на дерево мы не видим таких подробностей, а воспринимаем образ в целом. Поэтому художник не срисовывает каждую «коринку», а передает фактуру штрихом похожим на кору. Например, можно использовать «корявый» штрих, с разной толщиной линии. При этом область коры, находящаяся в тени, будет темнее.

3. Форма ствола и веток. Направление ветвей.

У каждой породы дерева есть свои особенности. Например, характер изгибов ствола и ветвей. У дуба ветви более извилистые и корявые. У сосны ствол в основном прямой. У ивы ствол может разветвляться на несколько стволов, образуя «рогатку». Такой же характер и у множества крупных ветвей ивы. Поэтому, рисуя дерево, нужно быть наблюдательным и видеть различные особенности строения.

Кроме этого, есть ещё один аспект о котором многие люди забывают. Часто начинающие художники рисуют ветки слева и справа от ствола, забывая о том, что ветви ещё растут вперёд и назад, окружая ствол со всех сторон. Если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий… Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана и т. д.

4. Фрактальный принцип иерархии веток дерева.

Фрактал — это повторяющееся самоподобие. Если внимательно понаблюдать за деревьями, то можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Действительно, крона дерева состоит из иерархии ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма. Словно взяли одну ветку и сделали с неё множество копий все большего и большего размера. Зная этот принцип, рисовать дерево будет значительно проще.

5. Ствол дерева виден не везде: он — то появляется, то прячется в листве.

Ствол дерева, его разветвления и крупные ветви будут проходить между масс мелких веток и листьев. Ствол может то появляться между ними, то уходить вглубь, где его уже не видно. Из-за этого на него будут падать тени от групп веток и листьев. Поэтому, передавая светотень на цилиндрической поверхности ствола, нужно ещё посмотреть — нет ли на нём падающих теней от его листвы. В солнечный день бывает так, что ствол дерева испещрён «пятнами» падающих теней.

6. Светотень на всей кроне дерева в целом.

Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Например, часто солнечный свет падает на крону сверху. Это значит, что верхушка дерева будет светлее, чем его нижняя часть. Однако, крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному. А значит крона дерева не будет изображаться в рисунке сплошным силуэтом. Поэтому мы приходим к изучению следующего важного принципа.

7. Листва и ветви деревьев объединяются в группы.

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Они не одинаковые. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Т. е. как в рисунке гипсового шара студенты передают светотень, так и в рисунке дерева, в каждой отдельной массе или группе веток и листьев нужно передать светотень. Однако, вместе с этим нужно помнить, что светотень отдельных групп будет подчинена общей светотени всей кроны (о чем я писал в предыдущем подзаголовке). Но как это воплотить в рисунке? Например, солнце светит сверху. Самая светлая точка на дереве будет на его верхушке. Самая тёмная точка — снизу. Но крона состоит из вышеупомянутых групп веток. Значит на каждой группе есть своя светотень. Предположим, на верхушке дерева расположена одна группа, а в нижней части дерева — другая. Так вот, свет на верхней группе будет светлее, чем свет на нижней группе. Также и тень на верхней группе будет светлее, чем тень на нижней группе (на рисунке они под номером №1 и №2). Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Но в данном правиле есть исключения. Если группа листьев из нижней теневой части дерева будет выступать больше и на неё будет падать больше света, то она может быть такой же светлой как и та, что на самом верху (из нашего примера).

8. Имитация листвы посредством штриховки.

В предыдущих схематичных рисунках деревья выглядят «мультяшно» и упрощённо. В настоящем рисунке дерево нужно изображать реалистично. Для этого нужно обратить внимание на технику исполнения. Штриховка может быть самой разной в зависимости от изображаемой поверхности (о видах штриховки я писал здесь). Она должна передавать «материальность» изображаемого предмета. В нашем случае — это листва дерева. И художнику не нужно рисовать тысячи отдельных листочков на дереве. Нужно просто заштриховать так, чтобы получилось впечатление листвы. Но как нужно штриховать дерево, чтобы получилось реалистично и живо?

Секрет заключается в том, что штрих может создавать иллюзию листвы. Т. е. характер линий будет подобен характеру листьев. На приведённом рисунке Вы можете увидеть три вида штриховки, соответствующих трём видам листьев — листьям клёна, листьям дуба, листьям ивы. В одном случае линия «колючая», в другом «корявая», в третьем — штрихи более продолговатые. Но это лишь примеры. Вы можете придумать свой вид штриха. Здесь нужно подключать фантазию и не мыслить шаблонно. Для коры дерева следует придумать другой штрих, для травы третий и т. д. В этом отношении только могу дать такой совет: рисунок эффектно смотрится, когда толщина линии меняется. Т. е. работать нужно тупым и острым кончиком грифеля карандаша. Поэтому придумывая свою штриховку, можно учитывать этот момент.

9. Просветы в массе листвы.

Крона дерева не монолитная и, как я писал выше, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева.

Казалось бы всё просто. Но, как раз, здесь, у начинающих художников и возникает проблема в рисовании деревьев. Дело в том, что эти просветы начинающие изображают не между массами листвы, а между отдельными листочками, и рисуют они их одинаковыми в размерах. В результате получается живопись, в которой зритель видит дерево, силуэт которого выглядит «мультяшно» и неестественно. В природе промежутки в листве располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сами просветы, также везде различны по размеру. Но такая закономерность обусловлена не только природой, но и законами композиции. В изобразительном искусстве есть понятие ритма. Также, как и в музыке, кстати. Если художник располагает объекты на одинаковом расстоянии друг от друга, то изображаемый вид выглядит скучно и не естественно. Если же художник меняет расположение, размеры, тон или цвет, то живопись становится динамичной и естественной. Таким образом, в живописи создаётся ритм.

Представим, что мы пишем темно-зеленый силуэт дерева на фоне неба. Этот силуэт испещрён «точками», представляющими собой просветы в дереве, через которые виднеется небо. Так вот, эти точки нужно делать разными по размеру и на разном расстоянии друг от друга. Крупные, мелкие, средние… Между малыми группами веток, между крупными скоплениями листвы, между отдельными листочками дерева и т. д.

Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

10. Не шаблонный подход.

Для того чтобы понять, как применить вышеупомянутую теорию на практике, привожу два своих рисунка деревьев. В первом изображён клен, а во втором — дуб. Попробуйте проследить в этих рисунках девять принципов изложенных выше. Сразу оговорюсь, что есть разные виды рисунка: линейные, тоновые, быстрые зарисовки и многочасовые подробные рисунки. Данные рисунки клёна и дуба являются быстрыми зарисовками. А в таких набросках художники не всё прорисовывают. Поэтому где-то Вы можете обнаружить некоторые отступления от того, что прочли выше. Здесь как раз видно, что я не пользовался шаблонным подходом, а руководствовался именно принципами, размышляя как их лучше всего применить. Поэтому в заключении добавлю, что художник должен добавлять к теоретическим знаниям творчество, фантазию и интуицию. Тогда рисунок будет более выразительным и лишённым однообразия шаблонного подхода.

Ствол дерева рисунок

Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.

Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.

Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли.

Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, — неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, неуверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача родителей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы)

Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.

У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.

Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.

Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.

Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.

Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером.
Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.

Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он неудовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.

На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.

Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.

Дупло – сексуальный символ.

Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.

Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.

Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.

Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.

Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.

Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.

Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.

Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).

Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет).

Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.

Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, — осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.

Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.

Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.

Крона типа «шкура барашка» — энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.

Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.

Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.

Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.

Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.

Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.

Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.

Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.

Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.

Ребенок не ограничивается изображением дерева, и создает вокруг целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.

Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.

Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.

Из чего состоит дерево и его веточки?

С помощью этих материалов Вы сможете познакомить своего ребенка со строением дерева.

Всем известный факт, что дерево состоит из нескольких частей — это ствол, крона, и корни.

Каждый день Ваш малыш гуляя на улице, в парке или в лесу видит вокруг себя множество деревьев. Деревья не только восхищают детей своей необычностью и красотой, но и насыщают нас кислородом, очищают наш воздух от грязи. С помощью этой статьи Ваш ребенок познакомиться со строением дерева, веточками деревьев и плодами деревьев, расширит свой кругозор, узнает какие деревья находятся в уголках нашей планеты.

Плакат-картинка

Здесь Вы можете бесплатно скачать строение дерева — нажмите на картинку ниже, чтобы распечатать:

Дерево состоит из ствола, кроны и корней.

Крона дерева в свою очередь состоит из веток и листьев. Это верхняя часть дерева, являющаяся ответвлением от ствола до самой высокой точки дерева. Кроны бывают разными по форме и плотности.

Ствол дерева является основой для кроны. Снаружи он покрывается слоем коры.

Корни деревьев — это особая часть дерева, которая соединяет со стволом и находится под землей. Основная цель корней дерева впитать в себя все необходимые вещества и передать их к стволу.

Веточки деревьев

Дерево берёза — картинка дерева и ее веточки:

Дерево клён и его веточки с листочками:

Дерево дуб и листочки дуба с жёлудями:

Дерево осина и ее веточки с листочками:

Ясень:

Ёлочка с шишками

Дерево ель и его веточки:

Веточки деревьев — калина:

Шиповник и его веточки с плодами:

Орешник и его веточки:

Сирень и ее веточки:

Бузина и ее веточки:

Кедр, его веточки и шишка:

Эти материалы помогут познакомить Ваших детей с веточками деревьев и со строением дерева.

Вы можете их использовать как для индивидуальных занятий дома, так и для занятий в детских садах и школах раннего развития.

Какие бывают деревья?

С помощью этих карточек Вы можете рассказать ребенку, что деревья делятся на:

  • хвойные — это сосны, ели, пихты, лиственницы и др. (у них есть хвойные листья в виде игл),
  • широколиственные — бук, береза, ясень, клен и др. ( у них широкие и плоские листочки).

Кроме того, по сроком существования листьев деревья также делятся на:

  • вечнозеленые (т. е. те деревья, которые остаются зелеными круглый год, например, елка),
  • листопадные (т.е. деревья, чьи листья опадают, например, клен)

Также деревья делят на:

  • плодовые — это те деревья, которые растут в наших садах (например, яблоня, вишня, слива)
  • ценные — это те деревья, чья древесина используется в производстве
  • корабельные — это те деревья, чья древесина используется в кораблестроении,
  • тропические,
  • северные.

Спасибо за Ваш сайт! Второй день я пытаюсь просмотреть его полностью,но куда не гляну все ооочень интересное! Я в восторге неописуемом! Редко можно найти такой сайт чтобы в одном месте было практически все и с интересными играми и карточками и плакатами. Спасибо.

Пожалуйста! Я очень рада, что Вам нравиться!Заходите и пользуйтесь с удовольствием.

Огромное Вам спасибо и творческих успехов. Столько полезного.

Очень полезный материал. Спасибо. Но, хочу обратить Ваше внимание на то, что к картинке «калина» приложена веточка рябины: у калины листочки совершенно другие, более похожие на кленовый или смородиновый. И сам куст выглядит иначе: более пышный и ветвистый. Могу сбросить фото кустов калины и листьев калины своего двора или лесных, если нужно.

Спасибо большое за комментарий Елена!
Присылайте на нашу почту, будем рады выложить и дополнить эту статью!

Здравствуйте! У меня на участке сейчас растёт дерево- дуб. Будучи в лесу, лет семь-восемь назад, спасла, можно сказать , небольшой росток дерева-дуб. Его вывернуло вместе с большим комом земли, оно бы погибло… Пожалела, принесла домой, благо, оно было небольшое- высотой с мою ладонь- и имело совсем небольшой корешок. Посадила среди огорода. И «забыла» про него.
За жизненными заботами- здоровье, помощь детям- забросила огород, не было времени особо заниматься этим деревом- растёт и растёт. Это дерево пару лет приживалось. А на сегодня- прошло уже лет семь- уже точно и не вспомню- оно у меня уже по высоте такое же, как пятилетняя черешня….
Вот теперь думаю, что же мне с ним делать.? Чтобы его выкопать вручную- моих сил недостаточно… Технику не привлеку никак- посреди огорода- там вокруг кусты, грядки , цветы-многолетние…
Что делать? Какова может быть корневая система такого дерева по отношению к «видимой» части дерева-кроны?
Может быть, что- нибудь предложите?
Вот с этими мыслями, случайно, попала на ваш сайт. Он, видимо, больше рассчитан на аудиторию: родители-детям. А я уже бабушка- у меня двое уже семейных сыновей-старшей внучке-13 лет, внучкам пять и два годика, и младшему внуку- полтора годика. Но мне самой было очень интересно систематизировать — привести с некоторое соответствие свои скромные познания по растениям.
Спасибо вам огромное за сайт. Информация понравилась. Было очень интересно и поучительно.
Если моя скромная просьба найдёт отклик в ваших возможностях мне ответить- буду очень рада.
С уважением Татьяна Владимировна, Минск, 60 лет.

Графический тест “Дерево”

Историческая справка. Проективный графический тест “Дерево” встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях изображения дерева отражение жизненных проблем человека. Затем в 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, состоящую из 4519 изображений, выполненных 478 испытуемыми в возрасте от 4 до 18 лет. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно “просто дерево”, “мертвое”, “замерзшее”, “счастливое”, “испуганное”, “грустное” и “умирающее”деревья. Уже тогда были отмечены некоторые характерные особенности такого рода рисунков :”замерзшее” дерево обычно рисовалось самым маленьким, “мертвое” дерево – в горизонтальном положении, “счастливое” рисовалось самым крупным, с поднимающейся вверх кроной. В первом рисунке – “просто дерево”, по мнению Ж. Шлибе, в наибольшей степени проявляются личностные черты человека, хотя индивидуальные различия легко прослеживаются во всех рисунках.

Рисунок дерева трактовался Ж. Шлибе как “застывший жест”, в котором отражается не только характерное состояние моторики, во многом зависящее от возраста рисовавшего. (4 – 7 лет): это нажим, штриховка, и т. п., но и эмоциональные реакции человека, рисующего “испуганное” или “замерзшее” или “счастливое” деревья. Чем ближе к подростковому возрасту, тем чаще проявляется, по данным Ж. Шлибе, так называемая “чистая экспрессия”, выражающаяся в заботе о форме изображения.

Обзор литературы показывает, что инструкция и порядок применения данного теста могут быть изменены. Так, в исследованиях П. Бура применялись иные инструкции. Предлагалось 4 задания: 1. Нарисовать дерево. 2.-Повторить первое задание. 3. Нарисовать лес. 4. Идентифицировать себя с каким-либо деревом (т.е. испытуемому предлагается представить себя деревом и нарисовать, как оно при этом выглядит). Первый рисунок, по мнению Бура, позиция испытуемого по отношению к экспериментатору; второй – позиция по отношению к себе; в изображении леса прослеживается связь с другими людьми; четвертый – личностная идентификация.

Позднее, в 1948 г. Дж. Буком был разработан комплексный тест “Дом-дерево-человек” . Важным элементом в нем является и субтест “Дерево”.

Для выполнения субтеста “Дерево” предлагалась следующая инструкция: “Возьмите карандаш и сделайте рисунок дерева, как сможете. Можно нарисовать какое угодно дерево”.После рисования экспериментатор предлагал испытуемым ответить на вопросы: “Что это за вид дерева? Сколько ему лет? Когда вы смотрите на дерево, вам кажется, что оно выше, ниже вас или на вашем уровне?”. Считалось, что эти вопросы, “возвращающие в реальность”.

Далее задавались вопросы, оживляющие ассоциации: “На кого дерево похоже? На мужчину или женщину? Что в Вашем рисунке заставляет думать так?” Кроме того, задавались вопвыявления пережитых потрясений: “Это дерево живое?” “Есть ли у дерева мертвая часть? Почему?” и т, д.

После выполнения задания и ответов на вопросы испытуемому предлагалось нарисовать дерево, используя восемь цветных карандашей, а далее вновь предлагалось ответить на вопросы.

В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, посвященная рисунку дерева. В ней можно найти тщательный психологический анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. Нужно отметить, однако, что интерпретация результатов осуществлялась Кохом с позиций психоанализа: при этом большое значение придавалось символизации признаков изображения дерева. Имеются данные об использовании рисунка дерева в клинической практике, где используются признаки, выделенные Кохом, что составляет так называемую нозологическую шкалу, полученную на основе статистической обработки с помощью факторного анализа.

Одним из интереснейших исследований, выполненных по тесту “Дерево”, является исследование французского ученого Рене Стора, автора еще одной интерпретации этого теста . Считается, что нарисовать дерево – это прежде всего вспомнить его схему. Естественно, что и классификация рисунков осуществлялась им соответственно схемам: “моторные схемы”, “имажинарные”, “эстетические или интеллектуальные”. Рисунки испытуемых, склонных к абстракции, остаются под влиянием схемы; лица, имеющие более богатое воображение, придают схеме личное, яркое содержание.

Результаты, полученные по тесту “Дерево”, показали также наличие этнических особенностей. Так, например, в изображениях дерева мусульманских женщин обычно встречаются корни, что возможно является показателем большой привязанности к своей среде, в отличие от женщин западной культуры.

Таким образом, мы видим, что рисуночный тест “Дерево” получил довольно широкое распространение.

В литературе известны различные попытки дать более или менее устойчивую диагностику на основании непосредственного анализа рисунка произвольного дерева. Проблема, главным образом, заключается в создании некоторой “типологии рисунка” дерева, в определении базы основных характеристик формы рисунка и элементарных признаков изображения.

Описание теста “Дерево”

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15×10 см; ручка или карандаш.

С помощью теста “Дерево” можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: “Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом”.

Интерпретация I (“типология рисунков”)

При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторами проанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.

На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.

Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева

Тип 1 – “ель”. Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.

Анализируем ствол дерева в рисунке Дом-Дерево-Человек.

Ужас! Уже месяц я ничего нового не писала! Наверное, заждались? Постараюсь больше так надолго не пропадать.

Ну что ж, тип и размер дерева в рисунке «Дом-Дерево-Человек» мы проанализировали. Теперь можно перейти к анализу отдельных элементов рисунка дерева. В этой статье рассмотрим, какой у дерева ствол + пара ссылок и смешное видео.

Напоминаю о том, что здесь собраны интерпретации различных авторов. Не следует их воспринимать буквально. В каком-то случае это «работает», в каком-то – нет. Опыт придет с практикой, и тогда вы научитесь «отделять зерна от плевел».

Часть 1.

Символика ствола в рисунке дерева

Ствол в рисунке дерева – это:

  • восприятие человеком самого себя (оценка собственных действий, понимание своих возможностей и сил)
  • отражение импульсов и инстинктов
  • личный потенциал (стержневая основа личности, показывающая существование ее основных идей)

Ствол дерева – это тело человека (об этом чуть ниже).

Линии ствола прямые или кривые?

Если линии ствола дерева прямые – человек не задерживается на тревожащих фактах.

Рисунок мужчины, 23 года. Линии ствола дерева прямые.

Если линии ствола кривые – активность человека заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. Чем сильнее искривлен ствол дерева, тем больше уверенность в своем бессилии перед возникающими жизненными трудностями.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» мужчины 25-ти лет. Линии ствола дерева искривлены.

Искривление ствола дерева может также указывать на склонность к регрессии и сверхкомпенсаторной фиксации в будущем.

Ствол сужается или расширяется книзу?

Если ствол расширяется книзу – человек пытается найти надежное положение в своем кругу.

Если ствол дерева широкий у основания и резко сужается в верхушке – говорят о повышенной эмоциональности, незрелости личности (задержке ее созревания) вследствие недостатка тепла и здоровой стимуляции в раннем опыте.

Таким образом, если ствол дерева изображен в виде «морковки» и направлен острым концом вверх, то это интерпретируется как инфантильность, то есть сохранение манеры поведения и установок, которые свойственны человеку более младшего возраста.

Ствол дерева в виде морковки острым концом вверх.

Если ствол дерева сужается книзу – человек ощущает безопасность в кругу, который не дает ему желаемой опоры; стремится укрепить свое “Я” в этом мире.

Узкий у основания ствол дерева говорит о том, что человек находится в состоянии какой-то борьбы или сильного стремления к тому, что выполнить он пока не в силах.

Если ствол дерева в виде морковки, направленный острым концом вниз, рисует ребенок , это может говорить о его самостоятельности и независимости вследствие раннего взросления. Например, когда ребенку приходится ухаживать за младшими в семье. Такой ребенок может управлять родителями, давать взрослым советы и делать замечания.

Какая у ствола верхушка

Если ствол имеет заостренную верхушку – возможно, у человека имеется какая-то конкретная цель, достижению которой он посвятил и сознательно, и бессознательно свою жизнь.

Если верхушка ствола скрыта листвой – направленность личности не определена, то есть конечная цель не просматривается или в этом нет необходимости.

Верхушка ствола дерева скрыта листвой.

Если ствол дерева открыт и связан с листвой – это говорит о высоком интеллекте, нормальном развитии, стремлении сохранить свой внутренний мир.

Ствол дерева тонкий или толстый?

Толщина ствола дерева отражает силу своего «Я», веру в свои возможности.

Толстый ствол дерева.

Это очень важный момент, который можно учитывать при прогнозе уровня адаптации ребенка и потенциала его личностного развития – важнее, чем высота дерева. Например, если дерево имеет очень маленькую высоту, но при этом толстый ствол – значит, ребенок считает, что его никто не ценит, он никому не нужен, но верит, что еще всем покажет, на что он способен. Скорее всего, он будет хорошо адаптироваться в жизни и в дальнейшем завоюет уважение окружающих.

Если ствол дерева очень тонкий (и даже зачерненный) – возможно, у человека имеются проблемы со здоровьем (помните символику: «ствол – тело человека?).

Если ствол дерева составляет всего одна линия – человек сознательно отказывается реально смотреть на вещи. Если, конечно, рисунок дерева не выполнен наспех, кое-как. В таком случае вообще о какой-либо интерпретации рисунка говорить не приходится.

Рисунок выполнен «на скорую руку».

Слишком широкий или высокий ствол — у человека, возможно, завышена самооценка. Он не умеет или не хочет смотреть на себя со стороны.

Если толщина ствола показывает, что дерево раньше было значительно выше – это может говорить о наличии остро-травмирующего эпизода в прошлом.

Ствол дерева длинный или короткий?

Слишком высокий ствол (так же, как и слишком широкий) — тоже может говорить о завышенной самооценке, неумении или нежелании посмотреть на себя со стороны.

Если общая высота ствола занимает нижнюю четверть листа бумаги – это говорит о зависимости человека, недостатке веры в самого себя, компенсаторных мечтах о власти.

Если общая высота ствола занимает нижнюю половину листа – эта зависимость и робость выражена не так сильно.

Если общая высота ствола занимает три четверти листа – это говорит о хорошем приспособлении к среде.

Ствол большой или маленький?

Если дерево имеет очень большой ствол – это может указывать на агрессию, выраженную в поведении, речи или мыслях человека. Возможно, он стремится вырваться из рамок, установленных обществом, поскольку чувствует стеснение окружающей среды.

Если дерево имеет маленький ствол – возможно, человек испытывает чувство неадекватности и нелепости существующего в мире порядка вещей.

На этом первую часть анализа ствола дерева я, пожалуй, закончу. В следующий раз проанализируем кору дерева, повреждения на нем, наклон ствола и еще некоторые моменты.

Если есть вопросы – задавайте в комментариях, обязательно отвечу.

Еще – хочу посоветовать сайт для тех пользователей, кто хочет изучить компьютер “с нуля”. Как раз сейчас там появилась серия статей для новичков «Изучение компьютера». Кстати, Сергей, автор этого блога, помог мне поправить дизайн моего сайта.

Я вообще хочу здесь многое поменять. Но – попозже. Недавно просмотрела видеокурс Александра Борисова «Как стать блоггером тысячником 2.0». Он мне бесплатно достался, потому что я принимала участие в акции. Курс будет очень полезен тем людям, кто ведет свой блог. Если Вы являетесь моим читателем и захотите приобрести этот курс или любой другой, напишите об этом мне в форме обратной связи на странице «Задайте вопрос», и я Вам дам хорошую скидку на покупку.

А для хорошего настроения послушайте, о чем говорит этот попугай! Я это видео просматриваю время от времени

На этом на сегодня все. До скорой встречи во второй части статьи!



голоса
Рейтинг статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *